Экономика образования
Экономика образования Печать

 

Сравнение количественных характеристик ресурсного обеспечения высшего образования в условиях информационно-телекоммуникационной дистанционной образовательной технологии и при традиционной образовательной технологии

По материалам монографии М.П. Карпенко "Образовательная геодемография России" (раздел 4.4.2). В подготовке материала принимали участие О.М. Карпенко, Е.В. Чмыхова, Д.И. Давыдов, А.В. Слива.

В России с развитием телекоммуникаций внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс позволило создать новый тип образовательной организации на основе распределенности образовательного процесса. В отличие от традиционных вузов, где современные образовательные технологии применяются в рамках реализуемой традиционной образовательной технологии, в СГА с момента ее создания используются дистанционные методы обучения на основе информационно-коммуникационных технологий. 20-летний опыт СГА показал эффективность применямой ИК ДОТ как с социальных позиций - доступности образования, так и экономических. Это подтверждает приведенный сравнительный расчет основных видов затрат в пересчете на одного студента очной формы обучения для двух видов технологий обучения: традиционной и дистанционной.

 

Человеческий капитал как определяющий фактор развития малых городов 

По материалам доклада Президента НАЧОУ ВПО СГА Карпенко М.П. в Торгово-промышленной палате на форуме малых городов России 02.02.11 г.

В докладе показано как состояние системы образования влияет на качество человеческого капитала, уровень практического использования знаний, степень инновационной активности работников. Рассмотрено влияние высшего образования на занятость, оплату труда, производительность труда, а также на физиологию, здоровье и продолжительность жизни человека. Показана необходимость развития распределенной системы образования с целью обеспечения его доступности особенно в малых городах России

 

Экономические аспекты высшего образования в когнитивной экономике

По материалам монографии М.П. Карпенко "Когномика" (гл. 5). В подготовке материала принимали участие А.В. Слива, О.А. Дегтярева.

В данном материале показано влияние высшего образования на качество жизни человека. Кроме того производится расчет и сравнение эффективности трех стратегий экономического поведения личности после получения общего среднего образования: поступлении на работу, обучении в кампусном вузе, обучении на месте проживания (на примере СГА).

 

Экономика знаний и когнитивная экономика

 

По материалам монографии М.П. Карпенко "Когномика" (гл. 5). В подготовке материала принимал участие А.В. Слива.

В материале рассматриваются две связанные между собой тенденции, наблюдаемые в трендах экономик развитых стран: возрастание доли именно человеческого капитала, в то время как доли произведенного и природного капитала падают, и рост вклада в валовой внутренний продукт (ВВП), а, следовательно, в человеческий капитал страны, высокотехнологичных (т.е. наиболее знаниевоемких) отраслей экономики, успех которых определяется вкладом граждан, имеющих высшее образование. 

 

Экономическая эффективность образования для личности

По материалам монографии М.П. Карпенко "Телеобучение" (гл. 3). В подготовке материала принимали участие И.А. Крутий, К.А. Кулешов, Ю.В. Новикова.

В статье рассмотрен вклад отрасли высшего образования в экономику через реализацию образовательных услуг на внутреннем и внешнем рынках, а также вклад образования в экономику посредством увеличения производства. Произведена оценка эффективности отрасли высшего образования для государства в пересчете на одного работника.

 

Экономическая эффективность образования для государства 

По материалам моногрфии М.П. Карпенко "Телеобучение" (гл. 3). В подготовке материала принимал участие Л.Б. Осиленкер.

В статье рассмотрен вклад отрасли высшего образования в экономику через реализацию образовательных услуг на внутреннем и внешнем рынках, а также вклад образования в экономику посредством увеличения производства. Произведена оценка эффективности отрасли высшего образования для государства в пересчете на одного работника.

 

Сравнение экономических показателей традиционных и телекоммуникационных библиотек

По материалам моногрфии М.П. Карпенко "Телеобучение" (гл. 8). В подготовке материала принимали участие В.А. Кривова, П.Е. Дедик.

В статье рассматриваются экономические преимущества использования цифровой библиотечной технологии по сравнению с традиционной. Показано, что существенным преимуществом электронных библиотек по сравнению с традиционными также является отсутствие сложной и малоэффективной работы, связанной с определением источников многоэкземплярного комплектования и приобретения необходимых или недостающих документов, с учетом и расстановкой их в фонде, с массовой выдачей и приемом сдаваемых студентами книг.

Роль веб-политики в конкурентоспособности вуза (результаты международного рейтинга университетов мира "Webometrics" - январь 2009)

Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А.

Социология образования. 2009. №  9. С. 37-52.

 

 

Проблемы конкурентоспособности российского образования как отрасли экономики

Заместитель директора по учебной работе Златоустовского филиала НАЧОУ ВПО СГА Бочкарева Юлия Валерьевна. 

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности образования как отрасли экономики. В качестве первоочередных мер предлагается усиление конкуренции в системе образования, баланс между поддержкой государства и отсутствием монополии его в сфере науки и образования. Перечислены первоочередные задачи российской системы образования в период кризиса. Показано, что местоположение России в мире, где образование становится одной из ведущих отраслей экономики, будет зависеть только от того, насколько государство и общество смогут консолидироваться.

 

Вуз как субъект рыночной экономики

Краснобаева И.А., кандидат экономических наук, старший преподаватель Фрязинского филиала НАЧОУ ВПО СГА

Автором показано, что интеграция российского образования в общеевропейское образовательное пространство тесно связана с конкурентоспособностью образовательных услуг, которая определяется диверсификацией и интеграцией образования, причем реальная диверсификация связана с производством новой образовательной услуги, аналога которой на рынке не существует. Интеграция в образовании предполагает использование трех основных принципов: принцип единства интеграции и дифференциации, антропоцентрический характер интеграции, культурообразность интеграции образования. Представлена концептуальная схема вуза нового типа. По мнению автора, в системе высшего образования наиболее перспективно развитие по пути «национализации» и «универсализации» вузов. Автор уверен, что необходимо найти и выстроить принципиально иную схему обучения в вузе, построить эффективную траекторию обучения. Основными компонентами такой траектории должны стать не отдельные учебные дисциплины, в которых сегодня в лучшем случае излагаются основы соответствующих наук, а интегрированные курсы, комплексно решающие задачи определенного этапа подготовки будущего выпускника. Сравниваются две модели подготовки выпускника: традиционная и модель, учитывающая тенденции обучения.

 

Стоимостная оценка интеллектуальной собственности

к.э.н., доцент Березовский В.А.; к.соц.н., доцент Семёнова Т.Ю.; к.т.н., доцент Сечина А.В.

Обсуждаются подходы к формированию величины стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности на основе различных способов её расчёта. Анализируются недостатки наиболее широко применяемых в сегодняшней практике трёх основных подходов определения величины интеллектуальной стоимости: затратного, доходного и рыночного (сравнительного). Все они, в большинстве случаев, не позволяют с достаточной полнотой оценить реальную стоимостную полезность таких объектов. Предлагается определение стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности осуществлять на основе использования функциональной матрицы производственного объекта. Выход статьи планируется в журнале «Экономика образования» в феврале 2012 г.

 

Использование балансового метода как расчётного средства определения потребности общественного производства в специалистах с высшим образованием по направлениям профессиональной деятельности

к.э.н., доцент Березовский В.А.; к.соц.н., доцент Семёнова Т.Ю.; к.т.н., доцент Сечина А.В.

Обсуждается способ повышения, с использованием балансового метода как расчётного средства, детерминированности определения потребности общественного производства в специалистах с высшим образованием по направлениям профессиональной деятельности с учётом ориентации на создаваемые рабочие места. Решение этого вопроса имеет чрезвычайно важное значение как часть общей для Российской Федерации проблемы полноценной занятости трудоспособного населения. Определение занятости рассматриваемой части населения и формирования для этой части потребности в рабочих местах логически связано с двумя задачами. Первой из них является прогноз формирования количества таких специалистов в стране в целом и по её регионам, которые получат профессиональную подготовку в образовательных учреждениях в соответствии с потребностями общественного производства. Другой задачей является определение функциональных рабочих мест в общественном производстве для специалистов с соответствующим уровнем образования в количественном выражении. Для решения отмеченных задач эффективным средством получения необходимых данных является балансовый метод, особенности применения которого рассматриваются в этой статье. Выход статьи ожидается в журнале «Экономика образования» в январе 2012 г.

Образование как фактор ориентации экономики социума на целевое развитие

к.э.н., доцент СГА Березовский В.А.; к.соц.н., доцент Фокина В.Н.

Обсуждаются проблемы взаимосвязи уровня образования в обществе и определения направления его развития. Анализируется состояние общественного развития, стохастический и целенаправленный принципы этого развития. Показывается бесперспективность стохастического пути развития, а также неизбежность перехода к целенаправленному принципу. Этот переход может быть обеспечен только при повышении уровня образования в обществе (экономическая социология).

 

Необходимость совместного инновационного развития студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава как фактора повышения качества знаний выпускников высшей школы

к.э.н., доцент СГА Березовский В.А.; к.соц.н., доцент Фокина В.Н.

Доклад на конференции «Инновационное развитие студентов, аспирантов, ППС в высшей школе: миф или реальность»

В докладе анализируется необходимость совместного инновационного развития студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава как фактора повышения качества знаний выпускников высшей школы. Обосновывается, что раздельные усилия по инновационному развитию студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава в вузе не позволяют добиться ожидаемых результатов по повышению качества образования. Выход печатных материалов конференции ожидается в январе 2012 года.

 

Молодежь на рынке труда в Испании

гл. специалист Департамента качества образования НАЧОУ ВПО СГА Абрамова А.В.

Статья посвящена вопросу трудоустройства молодёжи, вступающей в сознательную жизнь. На базе значительного по объёму статистического материала отмечается, что несмотря на то, что современная молодежь является самой образованной за всю историю человечества и важным ресурсом национального развития, тем не менее, молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет по-прежнему сталкивается с бедностью и безработицей. Об этом говорится в докладе ООН о проблемах и возможностях молодых людей. В нем сообщается, что в настоящее время доля молодежи составляет около 18 процентов от общей численности населения земного шара. Это 1,2 миллиарда человек или 24 процента населения трудоспособного возраста. Эксперты ООН подчеркивают, что в большинстве стран мира безработица среди молодых людей намного превышает безработицу среди населения в целом. А в странах Центральной и Восточной Европы 33,6 процентов молодых людей не учатся и не работают. Выход статьи ожидается в журнале «Труды СГА» (№ 1 за 2012 год).

Современные экономические тенденции и проблемы российского высшего образования

По материалам статьи Дубровиной С.Ю. "Российское высшее образование: современные тенденции и проблемы. Журнал "Право и образование" (№ 10, 2011 г.).

 

В статье, в рамках поиска решения проблемы совершенствования образования, анализируются современные тенденции российского высшего образования в части реализации принятых законодательных норм, и возникшие, в связи с этим, проблемные вопросы. Обсуждается взаимоотношение вузов и государства, использование положений автономии этих учебных заведений, содержащихся в законодательных актах. И это происходит на фоне повышения рыночных требований к качеству готовности специалистов для их профессионального использования. Несоответствие качества и объёма получаемых знаний общественным требованиям приводит к экономическим потерям при решении соответствующих функциональных задач. Эти потери, с одной стороны, выражаются в неоправданном росте затрат. С другой же стороны идёт уменьшение возможного дохода.  


Расширение масштабов применения дистанционного обучения в образовании

По материалам статьи Абасовой С.Э. и Абдуллаева С.Г. "Применение новых информационных технологий в дистанционном обучении". Научный журнал "Дистанционное и виртуальное обучение" (№ 11, 2011 г.).

 

В статье рассматриваются в рамках обсуждения поиска решения проблемы совершенствование фондовооружённости  образования вопросы широкого применения новых современных информационных технологий, как для поддержки традиционной системы образования, так и для внедрения в такую его модель, как дистанционное обучение. Отмечается резкий рост числа дистанционных университетов и учреждений, предоставляющих возможность дистанционного образования. Рассмотриваются условия экономической эффективности использования дистанционного и проектов в области дистанционного обучения в Азербайджане.


Поиск новых средств борьбы с коррупцией в системе образования

По материалам статьи Л.А. Андреевой "Коррупция" (Труды СГА, вып. 10, 2011 г.).

 

В статье рассматриваются вопросы поиска новых средств борьбы с коррупцией в рамках исследования проблемы  функционирования образования. Даётся  краткое описание видов коррупции. Отмечается, что в условиях масштабного кризиса коррупция принимает новые масштабы и формы. Отмечается связь коррупции и криминальных захватов необходимых для общества экономических объектов, в том числе и образовательных. Высказывается мнение, что проводимые криминологические меры борьбы с коррупцией, принимаемые государственным аппаратом, на самом деле являются часто мерами борьбы с конкурентами. Рассматриваются законодательные акты, введённые в действие государством, по борьбе с коррупцией. Отмечается их малая эффективность. Отсутствие должных мер борьбы с коррупцией является следствием низкого образовательного общественного уровня в этом вопросе. Опасным следствием коррупции являются высокие экономические общественные потери.


Роль коммерческих и некоммерческих организаций в системе образования

По материалам статьи А.В. Пономарёва "Отличие коммерческих организаций от некоммерческих" (Труды СГА, вып. 10, 2011 г.).

 

В рамках исследования проблемы функционирования образования рассматриваются вопросы статусного положения коммерческих и некоммерческих организаций. Анализируются общие и отличительные черты таких организаций, в том числе и в системе образования. Формулируются положения на основе анализа принципы существования таких организаций в обществе. Предлагается найти такие решения, которые обеспечивали бы повышение воздействия как коммерческих, так и некоммерческих организаций на эффективность общественного производства, в том числе и такой его отрасли, как образование.

 

Источники финансирования образования

к.э.н., доцент В.А. Березовский

 

Рассматриваются три вида источников финансирования образования: общественные (государственные) расходы; затраты юридических лиц; затраты физических лиц (эти затраты могут производиться и на семейной основе). Затраты на рассматриваемый вид услуг относятся к категории тех, которые могут обеспечить доход лишь через достаточно длительное время. Только через двадцать лет может наступить отдача на вложенный в образование капитал. Практически за этот период меняется целое поколение, что ведёт к потере существующим поколением заинтересованности во вложении общественных средств в эту отрасль хозяйствования. Пока Россия в значительной мере сохраняет прежний подход к финансированию образования, имевший место в советское время. Основная роль в финансировании образования отводится государству. Возникает вопрос: «Кто же реально в рыночных условиях хозяйствования, когда одним из главных факторов является ускорение не только возврата вложенных капиталов, но и получение как можно большей по величине прибавочной стоимости, заинтересован в затратах на образование?». Только тот, кому они в будущем дадут непосредственную отдачу, то есть соответствующему индивидууму. В рыночных условиях финансирование образования должно быть осуществлено при определяющей роли источника финансирования за счёт индивидуальных платежей заинтересованных лиц.

 

Учёт влияния рисков на образовательную деятельность

По материалам статьи Н.Б. Кирилловой «Образовательные риски: ускоряющаяся динамика» (журнал «Социология образования», № 2, 2012 г.). В подготовке материала принимали участие к.э.н., доцент Березовский В.А.; к.соц.н., доцент Семёнова Т.Ю.; к.т.н., доцент Сечина А.В.

В статье, которая, безусловно, должна привлечь внимание широкого круга специалистов, занимающимися проблемами эффективности образования, в достаточно полно, хотя и в сжатой форме, рассматривается такое явление как риски в этой сфере деятельности. В статье справедливо замечается, что пора обратить самое серьёзное внимание на проявление влияния рисков в системе отечественного высшего образования. Рассмотрены виды рисков, наиболее часто возникающих и отрицательно влияющих , если их не учитывать, на российскую образовательную систему (демографический, масштабный, индустриальный, трудоустройства). Учёт этих и, естественно, других видов рисков при проявлении тенденции к их росту, должен осуществляться на возможно ранней стадии образовательного процесса. Это касается планирования приёма в ВУЗы, применения индивидуальных образовательных траекторий, развития образовательного потенциала страны, учёта такого источника рисковых ситуаций как расхождение между индивидуалистически ориентированной элитой и массами. Статья привлекательна ещё и тем, что в ней содержится интересный статистический материал. Что кается выводов из сказанного, то автор видит выход из сложившейся ситуации в соответствующей модернизации образовательного процесса.

 

Роль телеобучения в высшем образовании как производительной силы экономики

По материалам монографии М.П. Карпенко «Телеобучение» (гл. 3 и 7). В подготовке сообщения принимали участие О.М. Карпенко, И.А. Крутий, А.В. Слива.

Неослабевающая дискуссия о значении высшего образования для российского общества имеет определённую экономическую направленность. В условиях ограниченных в общественном производстве финансовых ресурсов наибольшую важность приобретает решение вопроса их оптимального отраслевого распределения. Монография М.П. Карпенко «Телеобучение» была опубликована в 2008 году издательством Современного гуманитарного университета, но с каждым годом её актуальность не только не уменьшается, но всё более и более возрастает. Именно в монографии «Телеобучение» наиболее отчётливо формулируется идея максимальной экономической полезности высшего образования для российского общества, показывается необходимость перехода к всеобщему высшему образованию. Её изучение и исследование дадут возможность выбрать и осуществить правильное направление в развитии высшего образования в нашей стране.

 

Трудоустройство выпускника вуза: проблемы и пути их решения

Шедловская Е.Е., заместитель директора Московского пилотного центра СГА

С переходом к рыночной экономике трудоустройство человека становится его личным делом. Государство посредством служб занятости лишь оказывает ему содействие в поиске работы. Если учесть, что процесс трудоустройства происходит в условиях безработицы, то понятно, что задача поиска работы существенно затрудняется. В этих условиях люди должны быть хорошо подготовлены к тому, как вести себя на рынке труда, знать, какими правами они обладают, как наниматься на работу и т.д. С учетом того, что требования работодателей к выпускникам вузов становятся выше и разнообразнее, предстоит усилить практическую составляющую профессиональной подготовки, а также ориентировать студентов на обучение по программам дополнительного профессионального образования с целью расширения квалификационных возможностей выпускников, повышения качества их подготовки. В решении проблемы трудоустройства решающее значение имеет инновационная технология, позволяющая индивидуализировать обучение. Индивидуализация в свою очередь позволяет обучающимся успешно совмещать учёбу с работой, повышая при этом свой профессиональный уровень. Эффективные методы обучения формируют человека, способного осуществлять самостоятельный поиск информации, её творческое осмысление, дают адаптивный опыт, что позволяет ему адекватно действовать в постоянно меняющихся условиях рынка труда.

 

Образование как отрасль экономики

Николаева М.Г., Нижегородский филиал СГА, преподаватель

Современный этап развития экономики характеризуется высокой интеллектуализацией труда, что приводит к возрастанию потребностей в образовательных услугах. Образование рассматривается как самостоятельная ценность, некий капитал, способный приносить доход и его владельцу, и обществу. В 90-х годах ХХ столетия, с началом процессов глобализации, вопрос о конкурентоспособности фирм, отраслей и национальных экономик приобрел новое содержание, определяемое, прежде всего, качеством рабочей силы. Качество человеческого капитала – это способность человека систематически совершенствовать составляющие своего человеческого капитала, развивать способности к самообразованию, саморазвитию и самообучению. Качество человеческого капитала определяется, прежде всего, образованием. Экономическая сущность «теории человеческого капитала» состоит в том, что вложения в образование и здравоохранение создают человеческий капитал, подобно тому, как затраты на оборудование и материалы создают физический капитал. Человеческий капитал стал учитываться как важнейшая составляющая национального богатства. Развитие системы образования должно служить подъему национальной экономики.

Модернизация и инновация – кому их делать

к.э.н., доцент Залесский Л.Б., Нижегородский филиал СГА

Сохранение лидирующих позиций по большему количеству отраслей – важнейшая задача сохранения статуса развитой страны. Модернизация будет способствовать созданию программ по снижению доли импорта при производстве как товаров народного потребления и продовольствия, так и обрабатывающего оборудования и транспортной техники. Нужен радикальный поворот к новому – мышлению, психологии, стилю управления, постановке задач и т.д. Инновационная деятельность должна начинаться с адекватного управления экономикой. Генерирование и реализация идей становятся в постиндустриальную эпоху наиболее прибыльными. Инновации должна предшествовать модернизация, пробуждающая впавшую в летаргический сон или вовсе демонтированную промышленность, подтягивающая её на близкий к современному уровень, чтобы её продукция была конкурентоспособна и покупаема. Острейшей проблемой является доведение разработок до массового производства. Появился даже новый термин - «хорьки» - профессионалы-посредники, которые помогают внедрению и коммерциализации инноваций.

Оценка выпускника высшего учебного заведения

Березовский В.А., кандидат экономических наук, доцент СГА

Компетентностный подход признан в системе образования Российской Федерации, в том числе и на государственном уровне, как основополагающий для высшего профессионального образования. Об этом свидетельствует введение в действие образовательных стандартов третьего поколения, получивших законодательное утверждение как Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Однако с появлением этих стандартов не исчезла необходимость обсуждения приоритетности компетентностности перед другими подходами к такой оценке. Основанием для этого вывода является готовящийся к выходу закон об образовании, проект которого опубликован для широкого обсуждения. И если стандарты устанавливают приоритетность компетентности, то проект закона об образовании ставит компетентность в один ряд со знаниями, умениями, навыками, ценностными установками, опытом деятельности. Так какой же показатель готовности выпускника ВУЗа решать постоянно усложняющиеся существующие и появляющиеся новые профессиональные задачи в условиях стремительно меняющейся реальной действительности, как в начале, так и на протяжении всей его последующей производственной деятельности должен быть применён?

Распределённый вуз на основе электронного обучения как возможность снижения затрат на реализацию образовательного процесса

к.э.н., доцент СГА Березовский В.А.; к.соц.н., доцент Фокина В.Н.

Для российского высшего образования, представляющего собой сложную социотехническую систему, продукцией которой являются образовательные услуги, особую остроту в настоящее время вызывает вопрос финансирования. В значительной степени, эта острота относится к обеспечению текущих затрат. В статье вуз рассматривается как объект, как своего рода предприятие, назначением которого является производство и реализация пусть и специфического, но, тем не менее, продукта в виде образовательных услуг. Сопоставляются текущие затраты распределённого вуза с электронным обучением на основе компьютерных технологий и вуза, действующего на основе кампусной структуры. Одним из направлений в поиске решения о сокращении текущих затрат для системы высшего образование можно признать выявление таких объектов среди всех центров затрат в этой системе, которые бы позволяли при удовлетворении требований к качеству осуществлять допустимые издержки.

 


.